Реклама

Каноэ из досок PDF Печать E-mail
Автор: Svetlana   
11.03.2013 11:14

Там, откуда берет начало классическое каноэ, искусно изготавливаемое из березовой коры, ивовых прутьев и природных смол, а именно в Северной Америке и Канаде, — изготовление таких лодок уже давно стало хобби. С недавнего времени и в Европе стали осваивать их производство. Фирмы, специализирующиеся на выпуске таких лодок, разрабатывают проект каноэ, документацию, подробную инструкцию по его сборке, комплектуют наборы необходимых деталей и предлагают всем желающим самостоятельно построить эту красивую практичную лодку. Даже начинающие любители успешно строят их.
Секрет простоты постройки каноэ — в понятной, хотя и весьма трудоемкой технологии. Использование для обшивки лодки длинных дощечек шириной 20-35 мм и толщиной 6 мм облегчает работу. Корпус каноэ, сделанный из такого материала, будет удивительно легок. Например, лодка длиной 4,7 м и шириной 94 см весит всего 28 кг!
Туристу, рыбаку и охотнику известно, что одним из важных критериев при оценке лодки является возможность переносить ее на руках через пороги, песчаные отмели и другие препятствия. Да и тот, кто укладывает лодку на багажник своей машины, чтобы добраться с ней до отдаленного места рыбалки или просто для отдыха на воде, будет доволен ее малым весом. Плавные обводы, умеренная ширина корпуса, острые носовое и кормовое окончания придают каноэ хорошую ходкость и позволяют легко преодолевать густые заросли камыша.
Что же нужно, чтобы самому изготовить каноэ? Прежде всего желание, затем помещение, в котором можно соорудить стапель, да еще время. На работу уйдет около 150 рабочих часов. На покупку нестроганного бруса, приобретение стеклоткани, клея, краски гвоздей и шурупов уйдет не слишком много денег. Выпиливание дощечек обшивки, обработку их кромок можно выполнить собственными силами. Суммировав по завершении работы все затраты, вы убедитесь, что стоимость каноэ, сделанной своими руками, будет в 5-7 раз ниже, чем стоимость покупной лодки.
Выбирая каноэ для самостоятельной постройки, помните, что для обеспече-
ния хорошей остойчивости на воде ее ширина должна быть не менее 94 см, а длину можно выбрать в пределах от 4 до 6м (рис. 1).
Корпус лодки с круглоскулыми обводами (к ним относится и каноэ) с обшивкой из реек или досок удобнее всего собирать на поперечных лекалах, форма которых совпадает со шпангоутами. Эти лекала служат рабочими формообразующими шаблонами. Жестко установив их однажды на стапеле, можно собрать целую серию одинаковых корпусов.
На лекала с чертежа переносят необходимые контрольные точки. Это отметки линии диаметральной плоскости (ДП) корпуса, линии борта, основной и ватерлинии.
Стапель представляет собой горизонтальную жесткую раму, длина которой несколько больше собираемого корпуса. К ней крепят лекала-шпангоуты в строгом соответствии с теоретическим чертежом. Их вертикальность контролируют с помощью отвеса, горизонтальность и правильное положение по высоте — шланговым уровнем по отметкам линии борта и ватерлинии. Когда все лекала прикреплены в нужном положении к стапелю, в ДП по верхней кромке протягивают стальную струну. Отметки ДП на лекалах должны лежать по линии струны.
Еще нужно проверить параллельность лекал друг другу. Для этого рейкой на всю длину огибают корпус по борту и на рейке делают отметки положения одной из кромок всех лекал. Если при переносе рейки на другой борт эти отметки совпадут с лекалами, значит установлены они правильно.
Затем на концевые лекала ставят форштевень и ахтерштевень. Так образуется скелет корпуса с контуром, соответствующим обводам будущего суденышка. Если вдоль корпуса по лекалам положить тонкую упругую рейку, то обнаружится, что она будет соприкасаться с каждым из них только в одной точке ребра. Поэтому с кромок лекал перед обшивкой корпуса досками необходимо снять малку. Несколько реек (их называют рыбинами) после снятия малки временно крепят от форштевня до ахтерштевня.

Там, откуда берет начало классическое каноэ, искусно изготавливаемое из березовой коры, ивовых прутьев и природных смол, а именно в Северной Америке и Канаде, — изготовление таких лодок уже давно стало хобби. С недавнего времени и в Европе стали осваивать их производство. Фирмы, специализирующиеся на выпуске таких лодок, разрабатывают проект каноэ, документацию, подробную инструкцию по его сборке, комплектуют наборы необходимых деталей и предлагают всем желающим самостоятельно построить эту красивую практичную лодку. Даже начинающие любители успешно строят их.


alt


Секрет простоты постройки каноэ — в понятной, хотя и весьма трудоемкой технологии. Использование для обшивки лодки длинных дощечек шириной 20-35 мм и толщиной 6 мм облегчает работу. Корпус каноэ, сделанный из такого материала, будет удивительно легок. Например, лодка длиной 4,7 м и шириной 94 см весит всего 28 кг!

Туристу, рыбаку и охотнику известно, что одним из важных критериев при оценке лодки является возможность переносить ее на руках через пороги, песчаные отмели и другие препятствия. Да и тот, кто укладывает лодку на багажник своей машины, чтобы добраться с ней до отдаленного места рыбалки или просто для отдыха на воде, будет доволен ее малым весом. Плавные обводы, умеренная ширина корпуса, острые носовое и кормовое окончания придают каноэ хорошую ходкость и позволяют легко преодолевать густые заросли камыша.

Что же нужно, чтобы самому изготовить каноэ? Прежде всего желание, затем помещение, в котором можно соорудить стапель, да еще время. На работу уйдет около 150 рабочих часов. На покупку нестроганного бруса, приобретение стеклоткани, клея, краски гвоздей и шурупов уйдет не слишком много денег. Выпиливание дощечек обшивки, обработку их кромок можно выполнить собственными силами. Суммировав по завершении работы все затраты, вы убедитесь, что стоимость каноэ, сделанной своими руками, будет в 5-7 раз ниже, чем стоимость покупной лодки.

Выбирая каноэ для самостоятельной постройки, помните, что для обеспече-

ния хорошей остойчивости на воде ее ширина должна быть не менее 94 см, а длину можно выбрать в пределах от 4 до 6м (рис. 1).

Корпус лодки с круглоскулыми обводами (к ним относится и каноэ) с обшивкой из реек или досок удобнее всего собирать на поперечных лекалах, форма которых совпадает со шпангоутами. Эти лекала служат рабочими формообразующими шаблонами. Жестко установив их однажды на стапеле, можно собрать целую серию одинаковых корпусов.

На лекала с чертежа переносят необходимые контрольные точки. Это отметки линии диаметральной плоскости (ДП) корпуса, линии борта, основной и ватерлинии.

Стапель представляет собой горизонтальную жесткую раму, длина которой несколько больше собираемого корпуса. К ней крепят лекала-шпангоуты в строгом соответствии с теоретическим чертежом. Их вертикальность контролируют с помощью отвеса, горизонтальность и правильное положение по высоте — шланговым уровнем по отметкам линии борта и ватерлинии. Когда все лекала прикреплены в нужном положении к стапелю, в ДП по верхней кромке протягивают стальную струну. Отметки ДП на лекалах должны лежать по линии струны.

Еще нужно проверить параллельность лекал друг другу. Для этого рейкой на всю длину огибают корпус по борту и на рейке делают отметки положения одной из кромок всех лекал. Если при переносе рейки на другой борт эти отметки совпадут с лекалами, значит установлены они правильно.

Затем на концевые лекала ставят форштевень и ахтерштевень. Так образуется скелет корпуса с контуром, соответствующим обводам будущего суденышка. Если вдоль корпуса по лекалам положить тонкую упругую рейку, то обнаружится, что она будет соприкасаться с каждым из них только в одной точке ребра. Поэтому с кромок лекал перед обшивкой корпуса досками необходимо снять малку. Несколько реек (их называют рыбинами) после снятия малки временно крепят от форштевня до ахтерштевня.

Рейки или доски для обшивки необходимо предварительно подготовить, тщательно обработав их кромки. Обшивку можно делать вгладь или внакрой. В нашем примере используется последний способ с наложением отмалкованных кромок (рис. 2). Их перекрытие должно быть равным не менее двух толщин досок.
Набор обшивки начинают с днищевой доски, укладываемой по ДП и скрепляемой шурупами и клеем со штевнями. До-
ски к лекалам крепят гвоздями через «мухи» — кусочки фанеры или тонкой дощечки. Вдоль корпуса доски скрепляют по кромкам мелкими шурупами или гвоздями. Для герметизации этого соединения в перекрое можно проложить тонкую стекло-ленту, пропитанную эпоксидным клеем. По окончании обшивки после схватывания клеевых соединений «мухи» раскалывают, временный крепеж удаляют и корпус снимают с лекал. Установив его на кильблоки, в корпус через каждые 150-300 мм (в зависимости от размере-ний лодки) вставляют гибкие рейки шпангоутов из твердой породы дерева (дуба, ясеня, вяза). Их плотно прижимают к доскам обшивки и приклепывают сквозь обе кромки гвоздями-заклепками. В местах, где прогиб обшивки имеет
малый радиус, рейки перед установкой распаривают.
По верхним кромкам бортов для придания бортам жесткости изнутри устанавливают на шурупах и клее привальные брусья, которые надежно скрепляют с верхними концами шпангоутов. Если по проекту лодки предусмотрена палуба, то привальные брусья послужат опорами для бимсов палубного настила. У открытой лодки борт накрывают слегка выступающим наружу планширем, а поперек нее ставят несколько (в зависимости от длины корпуса) поперечных распорок.
Корпус на гнутых шпангоутах не только легок, но прочен и герметичен. В этой конструкции обшивка жестко связана в единую оболочку и ее элементы не могут перемещаться относительно друг друга. Этим обеспечивается водонепроницаемость правильно собранного корпуса. Единственная проблема в том, что для изготовления его требуется качественная прямослойная древесина без сучков, достать которую сейчас нелегко.


увеличить



увеличить



увеличить


Журнал "Сам" №7-2001г.

Обновлено 11.03.2013 11:18
 

Похожие материалы

 



Архив

<Март 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
121314151617
18192021222324
25262728293031


  • 2017 (74)
  • 2016 (78)
  • 2015 (66)
  • 2014 (150)
  • 2013 (164)
  • 2012 (418)