Реклама

Мотоплуг PDF Печать E-mail
Автор: 0. ОСТАПЕНКО   
07.07.2011 14:29

Мотоблоки обычно строят, исходя из желания облегчить труд прежде всего на огороде. Отсюда и конструктивные решения, учитывающие агрегатирование с различного рода плугами, культиваторами, боронами и другими почвообрабатывающими орудиями. Я же задумывал свой мотоблок для механизации работ, связанных с перемещением грузов на небольшое расстояние и на местности, изобилующей склонами. Не скажу, что он выглядит необычно. Комбинацию мотоблок-тележка конструкторы-любители используют широко. Однако есть в моей машине особенности. О них хотелось бы рассказать.



alt

увеличить


Мой Мотоблок представляет собой компактный двухколесный буксир, шарнирно сочлененный с грузовой платформой. Управляется с помощью рулевой штанги, которую водитель держит, двигаясь пешком или разместившись на подрессоренном сиденье.





Конструкция буксира проста и подчинена задачам, которые он выполняет. Основная — везти тележку (платформу). Поэтому колеса (от мотороллера) сблокированы — диски их жестко соединены четырьмя болтами. Между дисками зажаты две массивные шайбы: они предназначены для увеличения веса буксира, что улучшает сцепление его колес с почвой. В левой шайбе, приваренном к ступице блока, сделана проточка — сюда посажено кольцо, несущее два важных элемента конструкции буксира: катушку лебедки со стальным тросом диаметром 5 мм и длиной около 10 м и ведомую звездочку (48 зубьев), приклепанную двенадцатью штифтами-заклепками. Кольцо свободно вращается на шайбе — при этом ходовая часть отсоединена от двигателя, и мотоблок можно перемещать, подталкивая его, скажем, к грузу. Но стоит повернуть рукоятку внутри правого по ходу машины колеса (на чертеже слева), как подпружиненный стержень стопора войдет в отверстие в кольце и сблокирует колеса с двигателем.
К левому диску приварен тормозной барабан от мотороллера.


alt

увеличить



Лебедка предназначена для преодоления крутых подъемов, когда сцепление колес с грунтом недостаточное. Трос разматывают, относят к месту, куда необходимо доставить груз, и крепят крюком к дереву. Вращаясь вместе с колесами, катушка наматывает трос, и мотоблок сам себя затаскивает на склон.
Предусмотрено и еще одно средство повышения тяговых характеристик буксира — блок из металлических колес с уголковыми грунт о за цепами (они хорошо видны на рисунке ). Конструкция его — с такими же шайбами, ступицей, кольцом, звездочкой (но без лебедки).


В качестве силового агрегата использован малогабаритный двигатель бензопилы мощностью 4 л. с. У него автоматическое сцепление центробежного типа, включающееся при увеличении оборотов коленвала.
Двигатель подсоединен к корпусу понижающего редуктора (1 : 16). Картер последнего герметизирован сальминами, заполнен гипоидным маслом и снабжен фланцем у первичного вала, аналогичным фланцу подсоединения двигателя к бензопиле.


Редуктор прикреплен к раме буксира в трех точках: к П-образной перекладине и переднему кронштейну. Его выходная звездочка находится над ведомой звездочкой колесного блока и соединена с нею цепью.
С противоположного от двигателя хвостовика первичного вала редуктора, закрытого съемной крышкой, можно снимать мощность для привода косилки, циркулярной пилы или насоса — для закачки воды в перевозимый бак емкостью 150 л.


Бак склепан из алюминиевых листов и уголков, герметизирован и снабжен откидной крышкой. Он крепится к тележке четырьмя болтами: двумя — на стойках рамы, двумя — на трубе колес. Бак установлен наклонно для того, чтобы передняя стенка образовывала со стойками и лонжеронами замкнутый силовой треугольник, так как других специальных элементов, усиливающих раму, нет.


Рама тележки сварена из труб прямоугольного сечения. Сзади к за концовкам лонжеронов крепится труба колес, а к задней поперечине на особом кронштейне — стальная полоса толщиной 10 мм с сиденьем водителя, подножками н болта миу по рам и регулировки высоты сиденья.


Спереди к стойкам параллельно друг другу приварены две фигурно изогнутые трубы диаметром 15 мм с кронштейнами крепления поворотного узла буксира. Поворотный узел представляет собой конструкцию, сваренную из труб и полосовых элементов. К раме буксира он нрепится в трех точках: к П-образной перекладине и переднему кронштейну.


Поворотная втулка принадлежит н числу самых нагруженных деталей. Она связана с трубами узла широкой стальной полосой и несет в себе два шарикоподшипника: в верхнем гнезде — радиально-упорный (№ 446103), в нижнем — радиальный (№ 103). В них вставлена ось-шпилька с буртиком для опоры на внутреннее кольцо раднально- упорного подшипника. Двумя горизонтальными серьгами ось-шпилька соединена с кронштейнами изогнутых труб тележки.



alt

увеличить


Трубы поворотного узла заканчиваются скобой крепления к раме буксира (внизу) и поперечной трубкой рулевой штанги (вверху). Торцы поперачной трубки имеют резьбу, а к середи не ее приварена качалка штока пружинного амортизатора рулевой штанги. Последняя предназначена для управления мотоблоком и оборудована всеми необходимыми рычагами и механизмами. К поперечной трубке она подвешивается рогачом с подшипниками № 101. К рогачу приварена собственно штанга с амортизатором, настроенным на вес всех элементов управления, чтобы водитель не ощущал их тяжести.


Конец штанги снабжен зажимной шайбой к винтом регулировки длины под рост водителя. Рычаги газа и тормоза расположены на перекладине. Рама буксира, пожалуй, самый простои по конструкции узел всей машины. Она сварена из трех стальных полосовых деталей н двух болтов М16 Х 2. Передний кронштейн имеет три отверстия для подсоединения дуги поворотного узла и редуктора. Последние два продолговатые, служат для натяжения цепи.
П-образная перекладина несет болты и пружины крепления редуктора и скобы поворотного узла. Она приварена к поясу рамы, в котором просверлен ряд отверстий для болта фиксации тормозного диска, оси колесного блока и навески сменных рабочих органов. Последние используются в случае, когда буксир переоборудуют для обработки почвы в огороде. Кроме доставки воды и обработки почвы, мотоблок можно применять также для выкорчевывания пней, уборки С нолей валунов. Необходимо только в тележке удалить средний лонжерон и поставить треножник с лебедкой и грейфером. Накатив мотоблок на валун, захватывают его грейфером, поднимают. Подложив решетку или деревянные бруски, кладут на них валун и отвозят на край поля.


0. ОСТАПЕНКО, г. Винница Журнал Моделист-конструктор №4-86г.

Статьи по теме: А вам слабо?

Обновлено 07.07.2011 14:34
 
 



Архив

<Июль 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
4568910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


  • 2017 (74)
  • 2016 (78)
  • 2015 (66)
  • 2014 (150)
  • 2013 (164)
  • 2012 (418)