Реклама

Микро-трактор PDF Печать E-mail
Автор: С. ЮХИН   
30.01.2013 11:21


Несколько лет эксплуатации микротрактора подтвердили правильность задумки и надежность конструкции. Он более устойчив на ходу и при поворотах, чем промышленный мотоблок с прицепом. С управлением «Мула» может справиться школьник. Проходимость его выше, чем у мотоцикла с коляской.
Фото на обложке и рис. 1 дают представление об общем виде и компоновке основных агрегатов и органов управления «Мула».
Основой микротрактора служит рама (рис. 2). Она изготовлена из труб квадратного сечения 40x40 мм. Жестко к раме прикреплены две стойки. Одна — для
сиденья, вторая, круглая труба — для рулевого вала. Площадку для ног и кронштейн педалей можно сделать с регулированием положения в зависимости от роста водителя. В этом случае их закрепляют болтами.
Узел крепления рамы к мотоблоку сконструирован так, что используются три болта крепления «пушки». Как показала практика, такое крепление надежней, чем любое другое. Снизу к продольной трубе рамы приварены два кронштейна подвески переднего моста. Точки крепления переднего моста и мотоблока выбраны на таком расстоянии друг от друга, чтобы был обеспечен возможно меньший радиус поворота, что

Несколько лет эксплуатации микротрактора подтвердили правильность задумки и надежность конструкции. Он более устойчив на ходу и при поворотах, чем промышленный мотоблок с прицепом. С управлением «Мула» может справиться школьник. Проходимость его выше, чем у мотоцикла с коляской.


alt

Фото и рис. 1 дают представление об общем виде и компоновке основных агрегатов и органов управления «Мула».




Основой микротрактора служит рама (рис. 2). Она изготовлена из труб квадратного сечения 40x40 мм. Жестко к раме прикреплены две стойки. Одна — для

сиденья, вторая, круглая труба — для рулевого вала. Площадку для ног и кронштейн педалей можно сделать с регулированием положения в зависимости от роста водителя. В этом случае их закрепляют болтами.

Узел крепления рамы к мотоблоку сконструирован так, что используются три болта крепления «пушки». Как показала практика, такое крепление надежней, чем любое другое. Снизу к продольной трубе рамы приварены два кронштейна подвески переднего моста. Точки крепления переднего моста и мотоблока выбраны на таком расстоянии друг от друга, чтобы был обеспечен возможно меньший радиус поворота, что необходимо при обработке небольших участков почвы.




увеличить


Передний мост (рис. 3) проектировался под дорожный просвет и колею мотоблока с надетыми на ось железными колесами. Это позволяет использовать штатное навесное оборудование. Балка моста — неразрезная с продольной осью качания в узле подвески к раме. На ее концах сваркой прикреплены втулки для шкворней левой и правой цапф передних колес. Втулки установлены с «развалом», то есть под углом к вертикали в поперечной плоскости. Такой наклон цапф заставляет колеса при езде возвращаться в положение движения по прямой. При отпускании руля модуль сам выходит из поворота, как и любой автомобиль. Передние колеса со ступицами — от мотороллеров «Тулица» или «Муравей», что позволило использовать ножной привод для торможения передними колесами. Тормозить двумя колесами при ручном приводе оказалось достаточно тяжело, а если тормоз оставить на одном из них, то руль при торможении будет вырываться из рук.

Для удешевления и простоты изготовления рулевого привода вместо рулевого колеса и передаточного механизма я установил вал от мотоцикла «Восход», что вполне себя оправдало. Рулевые тяги и трапеция (рис. 4) собраны из отрезков бывших в употреблении тяг автомашины «Жигули». Подвижность в узлах цапф передних колес и подвески моста обеспечивается одинаковыми втулками-подшипниками и упорными шайбами из латуни. Для смазки трущихся поверхностей в наружные втулки ввернуты масленки, а во внутренних распорных втулках предусмотрено по 2-3 отверстия.

На раме с помощью кронштейна на общей оси установлены педали переднего, заднего хода и тормоза. Первые две соединены с мотоблоком тягами через коромысла, а третья — с механизмом тормоза передних колес. Рычажок управления подачей топлива перенесен на раму слева от сиденья. На место демонтиро-

ванного руля мотоблока поставлен инструментальный ящик. Также хорошо впереди поместился капотик от мотоблока «Каскад».



увеличить


Изготовив трактор и поездив на нем, пришел к выводу, что без прицепа не обойтись. Первым шагом было изготовление сцепки — переходника к «мотоблочному» прицепу ТОП-350. Потом пришла идея: раз уж есть автомобильный прицеп, то, сделав шаровую сцепку на модуле, его можно использовать для перевозок груза. В качестве сцепного шара подошел шаровой палец 050 мм от реактивной штанги «Камаза».
Конструкция получилась простая и понятная. Все основные размеры указаны на рис. 5 а, б. Нужно только найти подходящий швеллер или все сварить из отрезков стальной полосы.
Подвеску оборудования к трактору и механизм его опускания и подъема сейчас переделываю таким образом, чтобы они крепились к узлу сцепки мотоблока. Этот узел сможет выдержать серьезные нагрузки, возникающие при работе. Сообщаю об этом, чтобы предостеречь от повторения ошибки, допущенной мною в первом варианте конструкции.
Дополнительно к штатным навесным инструментам для мотоблока был изготовлен «бульдозерный» нож. Вспомнив, что раньше встречал в журнале «Моделист-конструктор» описание подобного ножа, я взял эту конструкцию за основу. Мой нож-отвал (рис. 6) изготовлен из стального листа толщиной 2 мм. Лист электросваркой прикреплен к раме из уголка. Нижняя (рабочая) кромка ножа усилена полоской более толстой стали. Подвешивается отвал в трех точках: вверху — к цилиндрической втулке, внизу—в двух точках к штангам. На мотоблоке втулка прикрепляется вертикальным болтом к «пушке» через первое отверстие, а штанги, также одним болтом, — к полозу-ограничителю. Полоз поднимается вверх и фиксируется в таком положении, чтобы штанга находилась ниже оси колес.





Теперь легко передвигаю грунт или снег, выравниваю площадку. На грунте работаю с железными колесами, по снегу—с резиновыми. Умение работать с отвалом приобретается быстро.
Те, кто часто перевозит свой мотоблок, знают, как неудобно его транспортировать. Я изготовил специальную стойку (рис. 7), теперь мотоблок не надо весь обвязывать веревками. Достаточно одного болта для его надежного крепления к стойке, которая устойчиво стоит в кузове. Кроме того, используя верхнюю втулку стойки, стало удобно одному, без особых усилий, заменять колеса на фрезы (и обратно). Стойки можно изготовить из труб или уголка. Главное — выдержать высоту крепления втулки. Для того, чтобы мотоблок при дорожной тряске не повредил ограничителем пол кузова прицепа, я приварил к основанию стойки площадку. Но можно просто снимать ограничитель.
Поскольку промышленность вряд ли возьмется за изготовление подобной конструкции, делайте, кому это под силу, приспособления сами и делитесь опытом. Желаю успеха всем, кто работает с землей!

С. ЮХИН
Журнал "Сам" №8-2000г.


Обновлено 30.01.2013 11:33
 

Похожие материалы

 



Архив

<Январь 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282931   


  • 2017 (74)
  • 2016 (78)
  • 2015 (66)
  • 2014 (150)
  • 2013 (164)
  • 2012 (418)